И снова Новый учебный год!
Для кого-то праздник, для кого-то, скорее, даже наоборот. Так или иначе, но школьные годы - важный этап в жизни любого человека.
Вы с удовольствием вспоминаете свою школьную жизнь? Я - по разному. Мне всегда нравилось учиться, но далеко не все учителя и порядки в школе. Я всегда хорошо училась, но отличницей в школе не была, потому что периодически тихо «бунтовала», чем вызывала недовольство учителей и занижение оценок. И не только, но об этом как-нибудь в другой раз)
С детства мечтала стать врачом или учителем, поэтому сначала лечила своих кукол и мишек, а потом рассаживала их за «парты» и воображала себя учительницей. Какой был восторг, когда одноклассник Вовка дал мне в третьем классе поиграть с ручкой, которая вытягивалась в указку - тогда это была невиданная вещь!
Первое сентября в нашем доме всегда было праздником. Мама вырезала кленовый листочек, писала на нём «1 сентября» и накрывала праздничный стол. Считаю, что именно мама привила мне любовь к образованию. За что я очень благодарна ей.
За десять школьных лет из-за переездов пришлось поменять четыре школы. И с каждой связаны какие-то яркие воспоминания. Практически все учителя были профессионалами своего дела, это точно. А как люди - разными - добрыми, умными, мудрыми, но и кто-то злыми, равнодушными, даже мстительными. Став взрослым, особенно осознаёшь, насколько дети могут быть перед взрослыми, наделёнными правами и статусом учителя, беззащитны.
Как это важно для ребёнка, только что пошедшего в первый класс, встретить такого учителя, про которого он потом будет говорить - это моя ЛУЧШАЯ первая учительница!Это мой самый лучший учитель!.
Второй раз я «училась» в школе, когда в школу пошёл уже мой ребёнок. Но это уже была ДРУГАЯ школа. Это было перестроечное время «разброда и шатания». Нервные, замученные, получающие мизерные зарплаты люди, которые либо работали на энтузиазме, влюблённые в профессию учителя и детей, либо люди, вынужденные держаться «за копейку» (никуда больше не устроиться) и срывающие своё раздражение от личной неустроенности на детях и их родителях. Печально, но так было.
Учитель - это не сверхчеловек, не божество, как казалось мне первоклашке когда-то. Учитель - это живой человек со своими бытовыми и психологическими проблемами, со своими индивидуальными личностными особенностями.
Учитель по призванию - педагог с большой душой - всегда было редкостью. Это огромный Труд Души. Мой низкий поклон таким Учителям! Не всем детям везёт встретиться с такими в школе.
Но надо сказать, что и дети часто бывают совсем-совсем «не подарки». Только в том и заслуга настоящего педагога, что он умеет найти подход к каждому ребёнку.
Я люблю школу, но не идеализирую ни учителей, ни детей.
Каждому ребёнку надо учиться, девять или одиннадцать лет, учиться много дней подряд изо дня в день, каждый день общаться с учителями, одноклассниками. Соответствовать требованиям школы, отдельным личным требованиям учителей, коммуницировать друг с другом. Всё это и так всегда было очень непросто, а уж сейчас, в эпоху перемен, особенно.
Какие бы я дала психологические рекомендации родителям и ученикам, как психолог и как преподаватель, чтобы поддержать тех и других в этот период, читайте в разделе «Статьи»: Новый учебный год. Рекомендации родителям учеников.